Место для счастья - здесь. Роберт Грин Ингерсолл
Главная » Дети » Развитие и воспитание » Спорные правила советского воспитания

Спорные правила советского воспитания

13.01.2020 Развитие и воспитание 0

По мнению многих, советское воспитание, основанное на идеологии, было эффективнее и лучше того, что принято в современной России. В значительной степени с этим трудно спорить. К примеру, хотелось бы, чтобы и сейчас молодежи прививалось уважительное отношение к труду, старшему поколению, своей стране (за реальные достижения, конечно же). Но были в советском воспитании правила, от которых разумно отказаться.

“Общество чистых тарелок”

“Пока все не съешь — из-за стола не выйдешь!” “Нравится — не нравится, хочешь — не хочешь, а доесть должен!” Эти и многие другие подобные им формулы отношения к еде настойчиво фрмировали привычку к перееданию.

Проблема, конечно же, вызвана была военным лихолетьем, десятилетиями катастрофически голодной жизни в стране. Сразу вслед за Гражданской войной страна оказалась в огне Великой Отечественной, затем — тяжелый этап восстановления народного хозяйства. И сейчас еще живы дети войны, свидетели ленинградской блокады, узники концлагерей. Они хорошо помнят, что иногда ценой крохотной порции даже очень плохой еды становилась жизнь.

Со временем жизнь налаживалась, но святость еды сохранялась. Выбрасывать пищу считалось кощунством. К этому добавилось стремление накормить не просто досыта, а “впрок”, с запасом. Отсюда и возникли те установки, которые буквально вбивались советским детям.

Сегодня диетологи убеждают родителей не заставлять детей доедать все из своих тарелок во что бы то ни стало. Привычка переедать приводит к появлению ожирения, проблемам с сердцем, сосудами, пищеварительными органами. “Организм подает сигналы о насыщении, на них и надо ориентироваться”, — утверждают они.

Если выкидывать еду вы по-прежнему считаете неправильным (что, собственно, верно по сути), в вашем распоряжении — холодильник. А кулинарные сайты предложат множество вкусных экономичных блюд, которые легко приготовить из остатков еды.

“Не в деньгах счастье”

“…а в их количестве”, — насмешливо продолжали эту формулировку скептики. И похоже, их алгоритм победил.

Советское воспитание внушало, что деньги не имеют ценности, что личность должна иметь иные приоритеты. Вместе со стремлением к достатку порицалось “мещанство”. Под этот термин зачастую подводилось любое понимание комфорта — от слоников на комоде до пресловутых ковров на лестницах парадного и калош, которые, по словам профессора Преображенского, “исчезли с приходом пролетариата”.

Человека, даже встречая по одежке, меряли не толщиной его кошелька и солидностью банковского счета. Ценили уровнь знаний, профессионализм, значимость как специалиста.

Недаром говорят, что гардероб Сталина ограничивался потертым френчем, поношенными сапогами и штопаным бельем. Зато, прожив жизнь в казенных квартирах и на государственных дачах, он оставил потомкам невероятную по масштабам библиотеку. Большая часть книг в ней хранила в себе пометки, сделанные его рукой — знак того, что эти тома были им прочитаны, а не просто собирали пыль на полках.

С одной стороны, это правило изжило себя. Как бы то ни было, человек лучше себя чувствует в комфортных условиях, когда полностью закрыты его “базовые потребности”. Те времена, когда приходилось забывать о голоде и холоде ради того, чтобы выполнить “задание партии”, ушли в прошлое. Акценты сместились в сторону достойной оплаты труда и социальных гарантий, которых мы ждем от работодателя и государства. Сегодня не представляется возможным стать счастливым без денег, обеспечить престижный уровень жизни своим детям.

С другой стороны, есть в этом некая двоякость. Да, добротная одежда, удобное жилье, качественная еда — необходимы. Плохо, когда деньги становятся единственной целью, когда человек забывает обо всем в погоне за ростом капиталов. Снедаемый Драконом жадности, он также не сможет быть счастливым — даже обладая роскошными дворцами, супернавороченными автомобилями, яхтами и самолетами.

Высшее образование — путь в идеальное завтра

Настрой именно на десятилетку и высшее образование был в Советском Союзе неписанно обязательным. Каждый родитель каждому ребенку планировал исключительно “вузовское” будущее. Считалось, что благополучно устроиться в жизни возможно лишь отучившись в институте или, еще лучше, в университете.

Рабочие профессии, которым обучали в ПТУ, вроде бы и котировались, и неплохо оплачивались. И социальные лифты работали для работников “от станка” или “от комбайна”. Однако уверенность в том, что для достижения успеха в жизни непременно надо высшее образование, была также крепка, как вера в необходимость партбилета.

Развал экономики в 90-е вызвал массовую безработицу среди представителей рабочих профессий. В перестроечную пору токари, слесари, фрезеровщики, каменщики вдруг оказались “за бортом”, словно подтверждая те самые заветы о важности образования в ВУЗе. Но прошло еще несколько лет — и ситуация изменилась с точностью до наоборот.

Сегодня диплом о высшем образовании обесценился, он не дает никаких гарантий. Множество специальностей, которым обучают ВУЗы, не востребованы. При повальной безработице на рынке труда существует избыток специалистов отдельных профессий. 

Отчасти это спровоцировано появлением в учебных заведениях разного профиля несвойственных им отделений. Так, например, мода на юристов и экономистов подтолкнула чуть не каждый ВУЗ открыть такой факультет. В итоге в стране маются без работы тысячи дипломированных юристов и экономистов.

Оптимизация медицины и образования привела к резкому сокращению работников этих сфер. Даже высококлассные специалисты нередко остаются без рабочего места.

Изменилась ситуация с рабочими специальностями. В погоне за модой им почти перестали обучать. Да и технологии существенно обновились: на современных заводах сейчас стоят совсем другие станки, требующие знания компьютерной техники. Тем не менее, рабочий на заводе или строитель может сегодня заработать в разы больше, чем бюджетник с высшим образованием.

Вместе с тем, возникли новые профессии: веб-дизайнер, копирайтер, арт-дизайнер, программист, блогер. Порой для благополучного будущего эффективнее выбрать интересную профессию и, возможно, для начала работы будет достаточно онлайн-курсов и целеустремленности.

“Будь как все!”

Советское воспитание смещало акценты значимости с материального достатка. Те, кто хорошо зарабатывал и многое мог себе позволить, придерживался жесткого правила: “Не высовывайся!” В обществе, где во главе угла стоял коллективизм, похвальба богатством вызывала в окружающих презрение и раздражение: “Хвалиться больше нечем?”

Согласно этому закону ни советские руководители, ни их дети не кичились напоказ дорогими машинами, недвижимостью, аксессуарами. Даже если и были у них бриллианты или элитные часы, эту роскошь предпочитали прятать в тайниках, скрывать от общества.

Рассказывали, что когда знаменитая Любовь Орлова получила звание народной артистки СССР, она стала носить белье исключительно отечественного производства. По ее мнению, статус “народной” к этому обязывал.

Сегодня, напротив, принято демонстрировать атрибутику личностного успеха. Считается, что для окружающих это должно стать мотивацией к подражанию, стимулом для выбора аналогичного пути. И прежнее правило советского воспитания “Будь как все! Не высовывайся!” позиционируется как устаревшее. Тот, кто не стремится быть заметным — замечен не будет.

Однако это новшество, как и отношение к деньгам, имеет двойственный смысл. В СССР также поощрялся личностный рост — но не в материальном, а в духовном плане. Система советского воспитания была направлена на выявление лидеров с раннего школьного возраста, их обучение, развитие. Ступени социального роста были просты и доступны каждому: хорошо учась, проявляя активность в общественной жизни, ты становился звеньевым, членом совета отряда, председателем совета отряда, членом совета дружины, председателем совета дружины, комсомольским организатором… партийным руководителем. Эта дорога была открыта для каждого желающего, инициатива приветствовалась.

Такая поддержка лидерства в сочетании с пропагандой материального и социального равенства давала уверенность в завтрашнем дне каждому гражданину Советского Союза — и для себя лично, и для своих детей.

Пожалуй, поучая ребенка “знать себе цену” в наступившей эпохе индивидуализма хочется, как и в советское время, говорить о важности душевных качеств, куда более дорогих по сравнению с любыми деньгами.

Похожие записи:
Обсуждение: